Пороки в творчестве

С помощью творчества человек связывает себя с окружающим миром, получает объективную оценку себя и своей деятельности. Он самоактуализуется, то есть реализовывает завершающую потребность высшего порядка в пирамиде А.Маслоу. По Н.А. Бердяеву, только в результате свободной творческой деятельности человек максимально полно находит себя и смысл своего существования.

Пороки в творчестве приводят к неспособности полноценно удовлетворить потребность человека в самовыражении. Заурядность, привычка не выделяться, прятаться среди других, не дает человеку осознать свою уникальность; шаблонность вынуждает его копировать чужие идеи и смыслы; фальшивость формирует привычку прятать свое истинное лицо за масками. Приземленность, ограниченность и индифферентность отбирают у человека смелость выглянуть за пределы своего тесного мирка, а закомплексованность и перфекционизм постоянно напоминают человеку о его уязвимости и несовершенности, практически парализуя его способность к творчеству.

Все вместе и каждый из пороков в отдельности не позволяют человеку проникнуть внутрь себя, нащупать свое истинное «я» и выразить его в творчестве. Накопленная и не имеющая выхода творческая энергия дестабилизирует личность и, выворачивая наизнанку нереализованную потребность творить, заставляет ее разрушать. Так проявляются агрессия и деструктивность.

Избавление от сдерживающих творческое начало человека внутренних ограничений позволит человеку определить потенциал своей личности и полноценно реализовать себя в мире, осознанно используя свои возможности и способности.

Пороки

  • Заурядность — Помни, что ты неповторим; устанавливай новые стандарты!
  • Фальшивость — Если играешь фальшиво - поменяй скрипку на гитару.
  • Шаблонность — Раздвинь границы сознания.
  • Безвкусие — Читай, ходи в театры и на выставки. Узнай все о прекрасном!
  • Индифферентность — Не умирай раньше прихода смерти.
  • Приземленность — Не останавливай полет своей мысли. Стань хозяином многообразных позитивных эмоций.
  • Закомплексованность — Жить или комплексовать, вот в чём вопрос. Выбор за тобой!
  • Ограниченность — Смотри на все по-новому: в твоем распоряжении больше информации, чем было у тех, кто формировал современные представления о мире.
  • Деструктивность — Не создав нового - не разрушай старого!
  • Перфекционизм — На твоей работе должен стоять знак качества, а не знак совершенства.

Мнение

Низшие формы богемности ассоциируются с различными пороками, из-за чего справедливо не нравятся людям, которые ценят спокойный и размеренный образ жизни, а, в худшем случае, вызывают у них чувство отвращения. Пороками, связанными с этими формами богемности являются праздность, непостоянство, расточительность, пьянство и безнравственность; помимо этих пороков, худшие формы богемности ассоциируются со многими отталкивающими недостатками, которые не обязательно являются пороками, но почти так же не нравятся приличным люди. Это неряшливость, нечистоплотность, беспечность в вопросах бизнеса, которую зачастую трудно отличить от непорядочности, а также вошедшее в привычку пренебрежение внешними формами приличий и благопристойности, неотделимыми от современной цивилизации.

...Однако прежде чем пытаться понять смысл богемности, справедливости ради я должен указать на очень важное соображение. Существует, и всегда существовала, особенность богемности, выражающаяся в полном пренебрежении показушностью и нежелании жить под маской лицемерия; таким образом, пороки богемы видны гораздо лучше, чем пороки обычных людей, и в гораздо большей степени оскорбляют людей, сильно беспокоящихся о соблюдении норм пристойности. Во времена, когда худшие формы богемности были более распространены, чем сейчас, большинство серьезных пороков богемы являлись также пороками сливок общества. Аристократы и мелкое дворянство пьянствовали и прелюбодействовали точно так же, как это делали представители богемы. Но представителя богемы не столько обвиняли в том, что он был гробницей, сколько в том, что он был гробницей в плохом состоянии, а не побеленной, как все остальные. Неряшливость и бедность представителя богемы, а не его смертные грехи, оскорбляли прогнившее общество с его элегантными одеждами и церемонными манерами.

Филип Гилберт Хамертон | «Человеческое общение»

Триолет

Невероятный шарм богемы
И жизни эксцентричный стиль…
Притворно-сладок, как ваниль,
Невероятный шарм богемы.
Пустой, бездушный водевиль
Прогнившей начисто системы −
Невероятный шарм богемы,
И жизни эксцентричный стиль.

Что почитать

Николай Бердяев / Смысл творчества (опыт оправдания человека)
Философский трактат о глубинном смысле творческого акта как освобождении и преодолении, раскрытии величественного осознания человека как самого себя.
Раджниш Ошо / Творчество. Высвобождение внутренних сил
Рассуждения о творчестве, как о способе познания своей индивидуальности. Автор учит осознанию, взгляду внутрь себя, «расслаблению в действии» - творчеству как философии жизни.
Трансформируемое предприятие

Общие правила

Работайте пусть немного, но каждый день, чтобы добродетели стали "привычками сердца".

Не стремитесь к абсолютному совершенству.

Никогда не сдавайтесь - помните: даже у великих случаются неудачи.

Доверяйте своей интуиции.

Избегайте крайностей. Стремитесь к золотой середине между недостатком и избытком добродетели.

Получайте удовольствие; работайте над выбранной программой с юмором и оптимизмом.



Триолет

Великий импрессионист
Отнюдь не чужд увеселений:
В абсенте ищет впечатлений
Великий импрессионист.
Цветных чертей шальные тени
С разбегу прыгают на лист:
Великий импрессионист
Отнюдь не чужд увеселений.

Our labour preserves us from three great evils - weariness, vice, and want. Voltaire
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •