Пороки в политике

Пороки в политике как ни в какой другой сфере жизни связаны с изъянами человеческого «эго»: жажда власти и наживы провоцирует алчность, двуличность и расточительность; возведенное на пьедестал самолюбие является питательной средой для развития манипулятивности, деспотичности и бескомпромиссности; нежелание работать становится причиной недипломатичности и косноязычности. Однако занятие политикой не является сугубо личной сферой деятельности в отличие от, например, творчества: так или иначе политика связана с обществом, а пороки отдельного индивидуума неминуемо оказывают влияние на подвластных ему людей.

Как политическая деятельность в той или иной степени присуща всем людям, так и пороки в политике могут стать характерной чертой человека, даже активно не вмешивающегося в механизмы власти. Так, деспотизм, являясь характерной чертой зазнавшегося политика, может быть недостатком отца семейства, осознавшего неограниченную власть над домочадцами, а манипуляторство и цинизм - пороками женщины, привыкшей угрожать мужу разлучением с детьми ради личной выгоды. Каждый член социума обладает более или менее выраженными склонностями к порокам, присущим политике, нежелание исправлять которые может привести к общественной и личной деградации.

Осознание и искоренение пороков в политике для каждой отдельной личности позволит сформировать здоровое «эго» и выстроить гармоничную систему взаимодействия людей как на всех уровнях человеческих отношений, так и на всех уровнях власти.

Пороки

  • Недипломатичность — Используй мудрость по прямому назначению.
  • Косноязычность — Учись искусству выступать публично. Подтяни грамматику и начни постепенно увеличивать словарный запас.
  • Бескомпромиссность — Стоит ли подражать Павлику Морозову?
  • Расточительность — Думай о будущем. Думай о тех, кто от тебя зависит. Думай о планете.
  • Манипулятивность — Играй в открытую!
  • Алчность — Реши, что для тебя действительно важно, и определи жизненные приоритеты. Но сначала умерь аппетиты.
  • Цинизм — Не разочаровывайся. Есть много способов изменить мир к лучшему. Попробуй хотя бы один.
  • Непотизм — Оказывая услугу родственнику, ты вредишь обществу и себе.
  • Деспотичность — Управлять с помощью страха и быть предметом ненависти и проклятий. Разве о такой судьбе ты мечтаешь?
  • Двуличность — Не теряй лицо, но избавься от личины.

Мнение

Заметьте, что значительное число вызывающих отвращение пороков - жестокость, лицемерие, предательство - имеет тенденцию институциализироваться, политически и социально. Возьмите палачей, адвокатов и политиков, например. Их всех можно назвать необходимым злом. Без палачей и адвокатов судебная система не сможет выполнить свою миссию; без политиков невозможно достигнуть общественного порядка, его можно только только вообразить, как утопическую фантазию. Я называю этих людей слугами нравственности.

...Слуги нравственности имеют дело с моральными отбросами, или они должны нравственно испачкаться, чтобы хорошо сделать то, что требует от них государство. И несмотря на то, что мы должны привлекать людей к этой работе, мы все еще считаем их ответственными за то, что эта работа настолько их привлекает. Никого не заставляют быть слугой нравственности. Человек просто соблазняется соответствующими льготами; он сам принимает решение делать эту работу. Однако, выбор таких людей - это не то, что вызывает у нас отвращение. Мы просто приводим его в качестве частичного обоснования нашего обвинения этих людей в том, что они вызывают в нас отвращение по совершенно другим причинам.

Служение нравственности удивительно плодородно в своей способности генерировать отвращение. Оно обеспечивает более чем достаточно оснований для отвращения. На самом простом уровне наше отвращение смешивается с завистью к тому, как щедро общество вознаграждает некоторых слуг нравственности, особенно адвокатов и политиков, которые приоткрывают уродливую личину чересчур податливой добродетели, ее уязвимости к стоимости вознаграждения. Служение нравственности выворачивает наизнанку систему вознаграждения за социальную службу. Мусорщики зарабатывают небольшие деньги по сравнению с врачами, хотя не совсем понятно, кто из них в большей степени способствует здравоохранению. А слуги нравственности получают значительное вознаграждение, часто прямо пропорциональное степени совершаемых ими нравственных компромиссов, которые обычно вызывают отвращение у беспристрастного наблюдателя или искателя справедливости. ...Наше отвращение к этому - это страстность, которая питает наше неодобрение тех служителей нравственности, чьи руки тоже становятся грязными в результате исполнения их роли. Это не просто необходимое зло, вопрос в том, что понятие необходимого зла слишком часто содержит пороки, которые внушают отвращение: это лицемерие (адвокаты и политики), предательство (политики), предательство (политики и адвокаты) и жестокость (палачи и политики).

Уильям Миллер | «Анатомия отвращения»

Что почитать

В.М. Пивоев / Философия и психология политики. Учебное пособие к спецкурсу по политологии
Пособие для студентов, анализирующее проблемы политических отношений в психологическом аспекте. В книге рассматриваются психология управления, психология толпы, даются рекомендации по управлению политическими аспектами в условиях демократии.
А.Я. Гозман, Е.Б. Шестопал / Психология власти
Предметом психологического анализа авторы делают аспект человеческой власти: кто и почему рвется к власти? Зачем ему это нужно? Каковы конфликты и сложности существуют на пути к управлению людьми?
Трансформируемое предприятие

Общие правила

Работайте пусть немного, но каждый день, чтобы добродетели стали "привычками сердца".

Не стремитесь к абсолютному совершенству.

Никогда не сдавайтесь - помните: даже у великих случаются неудачи.

Доверяйте своей интуиции.

Избегайте крайностей. Стремитесь к золотой середине между недостатком и избытком добродетели.

Получайте удовольствие; работайте над выбранной программой с юмором и оптимизмом.



Триолет

«Не приносите больше взяток», −
Префект с волнением сказал, −
«Я принимаю лишь безнал,
Не приносите больше взяток!».
Он часто в Цюрихе бывал
И там счетов открыл десяток.
«Не приносите больше взяток, –
Префект с волнением сказал.

Our labour preserves us from three great evils - weariness, vice, and want. Voltaire
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •